Образование и повышение информированности общественности играют важную роль в наращивании потенциала различных слоев населения в области смягчения последствий изменения климата и адаптации к нему, предоставляя людям возможность принимать обоснованные решения.

Образование помогает учащимся понять причины и последствия изменения климата, готовит их к более устойчивому образу жизни в условиях воздействия изменения климата.

В настоящее время во многих странах мира вопросы изменения климата включены в официальные учебные программы учреждений дошкольного, начального, среднего и высшего образования. Хотя в большинстве стран просвещение по вопросам изменения климата является частью экологического просвещения, во все большем числе стран вопросы изменения климата начинают более дельно изучаться в рамках различных дисциплин.

Узгидромет и ПРООН в рамках своих климатических проектов оказывают поддержку в интеграции вопросов изменения климата в систему образования, а также способствуют диалогу и обмену опытом в сфере образования по вопросам изменения климата путем проведения семинаров, тренингов, встреч с национальными и международными экспертами.

Состоявшаяся 26 октября 2018 г. в Нукусе презентация пособия «Климатическая шкатулка» - комплекта учебно-игровых материалов для школьников по теме «Изменение климата» привлекла внимание педагогической общественности Республики Каракалпакстан, представителей Министерства народного образования Республики Каракалпакстан, методистов и преподавателей средних школ из г. Нукуса, Кегейлийского, Канликульского, Тахтакупирского, Чимбайского и Муйнакского районов Каракалпакстана.

Еще в 2014 году Программа развития Организации Объединенных Наций разработала «Климатическую шкатулку» - новое учебное пособие для образовательных учреждений с целью повышения осведомленности молодежи и общественности, в целом, о влиянии изменения климата на окружающую среду. Данный иллюстрированный справочник в увлекательной и доступной форме объясняет процесс климатических перемен Земли на протяжении многих веков и как обстоят дела сегодня. Красочные графики и диаграммы позволяют визуализировать воздействие этих изменений на природу и человека, рассказывают о мерах по адаптации к негативным последствиям изменения климата и предотвращению рисков, связанных с процессом глобального потепления, а также о том, какие шаги принимаются в различных странах мира по решению этих глобальных проблем. При содействии группы специалистов из Российской Федерации пособие было успешно апробировано в 157 школах России, свыше 500 преподавателей прошли тренинги по методике интерактивного обучения. В 2015 году издание было переведено на английский язык и представлено на Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата в Париже (COP-21). Спустя год пособие стали внедрять в странах Центральной Азии: Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Таджикистан.

В 2018 году началось внедрение методического пособия в Узбекистане, Туркменистане, Армении и Молдове. В июне текущего года пособие было представлено на осуждение и получило одобрение педагогической общественности г. Ташкента. Теперь на презентации пособия в Нукусе более 50 участников ознакомились с содержанием «Климатической шкатулки», раскрыли для себя особенности работы с пособием и методы построения диалога с детьми через задания для самостоятельного выполнения. При этом демонстрировались познавательные игры, кроссворды, викторины и квесты, которые позволяют легче, в игровом формате, усваивать материал и применять полученные знания в повседневной жизни. В качестве примера на семинаре был представлен опыт продвижения проекта в России и Казахстане. Преподаватели из школ Ташкента, ранее ознакомленные с пособием поделились опытом составления конспектов уроков с использованием тематического материала шкатулки, рассказали о подготовке методического пособия для преподавателей по интегрированию материалов по изменению климата, приведенных в Климатической шкатулке в различные предметы, география, биологию, химию и другие.

В ближайшее время пособие будет доработано специалистами по изменению климата с учетом климатических особенностей Узбекистана и передано на апробацию в пилотные школы столицы и Республики Каракалпакстан - регион наиболее уязвимый в отношении воздействий изменения климата. В дальнейшем планируется организация серии обучающих семинаров для преподавателей естественных дисциплин и методистов для более широкого использования данного учебного пособия в национальном масштабе.